Федеральное Бюджетное Государственное Образование Высшего Профессионального Образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Общественно-научное мероприятие «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ: ОПЫТ ПОБЕД», посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне
17 марта 2015 - VII всероссийская научно-практическая конференция:
«Фитнес и его роль в оздоровлении и физической подготовке населения России»
В.В.Савельева, аспирант
Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015
В настоящее время применение в садах занятий по оздоровительным программам является актуальным, т.к. существенное улучшение здоровья и физического развития детей за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли те или иные заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима физическая деятельность, соответствующая функциональному состоянию организма.
Детский возраст, как никакой другой, позволяет сформировать в ребенке необходимые ценности к здоровому образу жизни и правильному физическому воспитанию. Каждая деятельность имеет искомый образец – тот эталон, который влияет на постановку целей и на способы их достижений. В подходе О.И. Мартынюка подробно проанализировано соотношение понятий «деятельность» и «жизнедеятельность»: сделан вывод, что последнее понятие шире, так как предполагает активный характер бытия – как во вне (собственно деятельность при взаимодействии человека с окружающим миром), так и во внутреннем плане (при постановке целей, при выборе средств для достижения результата).
Ребенок – наше продолжение, наша вера и надежда, наш повседневный труд и работа. Только совместные усилия родителей, воспитателей, специалистов, направленные на укрепление здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровьесбережения, может помочь сохранить ребенку здоровье.
Одним из новых направлений в педагогической деятельности воспитателя по физической культуре в детских садах, является программа Гиротоник, помогающая комплексно и мягко воздействовать на оздоровление ребенка, способствовать развитию двигательных качеств и укрепления организма в целом.
Применяя средства программы Гиротоник, занятия решают проблему интеграции ребенка в среду детского садика, после перенесших заболеваний. Средствами Гиротоник являются двигательные действия в виде естественных локомоций, гимнастических упражнений, спортивно-прикладных упражнений, массажа с использованием специального оборудования, она прекрасно сочетает в себе как оздоровительную, так и физкультурно-спортивную направленность.
При внедрении Гиротоник в детские сады, мы ставили перед собой следующие задачи:
Обучающие:
- Дать теоретические знания о здоровье человека и его организма.
- Научить системе упражнений, соблюдению определенной технике и режима выполнения упражнений.
Воспитательные:
- Заинтересовать и пробудить интерес к занятиям
- Воспитать в ребенке потребность к здоровому образу жизни
- Воспитать основы к активному отдыху
Развивающие:
- Способствовать развитию силы, координации и гибкости.
- Сформировать правильное дыхание
- Развить внимание, усидчивость
- Выработать навыки к самостоятельным занятиям.
Оздоровительные:
- Укрепить здоровье, улучшить осанку
- Укрепить дыхательную мускулатуру
- Укрепить сердечно-сосудистую систему
- Улучшить состояние опорно-двигательного аппарата и суставных систем.
- Улучшить психо-эмоциональное состояние детей.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут. В программу входили подготовительные упражнения, упражнения на оборудовании, переходы от упражнений к упражнению сопровождаются авторскими детскими четверостишиями.
Разминка 10 минут – элементы самомассажа и разогревающие упражнения по программе Гиротоник.
Основная часть 20 минут – выполняются (изучаются или «прогон» уже выученных) упражнения на оборудовании в сочетании с дыханием. 5 основных серий упражнений по Гиротоник.
Заключительная часть 10 минут, игровые упражнения с мячом, скакалкой и гимнастической палкой.
Да начала педагогического эксперимента были выделены следующие группы испытуемых:
- экспериментальная группа (20 человек в возрасте 4 – 6 лет)
- контрольная группа (20 человек в возрасте 4 – 6 лет)
До начала эксперимента были проведено тестирование физической работоспособности, в том числе силовой выносливости мышц спины, мышц живота, координации (поза Ромберга) Показатели дыхания (измерение грудной клетки с помощью сантиметровой ленты ЭГК).
Результаты работы:
Дети научились осознавать свое тело, контролировать осанку, выполнять упражнения самостоятельно, частично избавились от вредных поз (сидеть «сгорбившись, криво», «нога на ногу» и пр.)
По результатам силовая выносливость мышц спины и живота (время удержание туловища, лежа на животе и спине в разогнутом положении) увеличилось. Показатели дыхания также изменились с положительной динамикой (показатели вдоха и выдоха).
В целом можно говорить об эффективности программы Гиротоник при соблюдении основных концепций и рекомендаций проведения занятий.
Список литературы
- Виру А.А. Физиологические основы оздоровиетльного эффекта физической тренировки.// Теория и практика физической культуры, 1984, №9
- Миронов В.М., Юсупова Л.А.Содержание занятий. //Ритмическая гимнастика на службе здоровья: Сб.статей : Ком. По физической культуре и спорту при СМ БССР, Белорус. Гос. Ин-т физической культуры; сост.В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль. – Мн.: Полымя, 1986. – 104с., ил.
- Трикутько А. Образ жизни и здоровье.- Кишинев: Картия Молдовеняскэ, 1976.- 173с.
- Horvath J. Gyrotonic Expansion System.- 2014
- Никитушкин В.Г., Современная подготовка юных спортсменов, Москва, 2009 г.;
- Германов Г.Н. Технологии модульно-целевого построения тренировочных заданий в микроструктуре тренировки юных спортсменов при разработке учебных программ для детско-юношеских спортивных школ, 2007 г.